Как используется стекло в архитектуре

Введение

Современные здания из стекла и металла, причудливые по форме, отражающие ломаными или плавно изогнутыми плоскостями окружающий городской пейзаж и плывущие облака, сочетают, на первый взгляд, противоположные качества: величественность и хрупкость, изящество и технологичность, футуризм и универсальность. Они прекрасно вписываются не только в новые кварталы с современной застройкой, но и в исторические центры городов. Вертикальные и наклонные плоскости остекления в качестве ограждающих конструкций стали привычными для современных торговых и офисных центров, спортивных сооружений и жилых домов; везде, где важны свет, пространство и стиль. Фасадные светопрозрачные системы из алюминия, стали и стекла позволяют добиться не только архитектурной выразительности сооружений, но и долговечности, надежности, комфорта – неотъемлемых качеств архитектуры сегодняшнего и завтрашнего дня.

Развитие светопрозрачных конструкций, продолжающееся не одно столетие, шло по пути постоянного совершенствования. От простых оконных проемов – к ленточному остеклению и целиком остекленным фасадам. С середины ХХ века постоянно возрастающие требования и нормативы по повышению тепло-, звукоизоляции и огнестойкости зданий, улучшению микроклимата помещений, защиты фасада от солнечного излучения и т.д. привели к появлению новых конструктивных решений, методов изготовления и монтажа строительных конструкций, не только отвечающих всем требованиям строительной физики, статики и экологии, но и обладающих низкими эксплуатационными и энергетическими показателями.

В России в последние годы развивается стеклянная архитектура и строится все больше зданий с использованием сложнейших стеклометаллических систем.

Какие-то из систем уже широко распространены, примеры реализации других можно пересчитать по пальцам, появления самых технологически сложных можно ожидать только через несколько лет. Для того чтобы понять причины медленного внедрения новых конструктивных решений и спрогнозировать перспективы дальнейшего развития, необходимо ясно представлять специфику различных систем, а также материалов, используемых для их изготовления.

Архитектор Ле Корбюзье

Для широкого применения стекла в архитектуре особенно много в практическом и теоретическом плане сделал Ле Корбюзье. В своих известных «пяти тезисах», посвященных, в частности, сво­бодному оформлению фасада, он подчеркивает, что фасад теряет несущие свойства и окна могут тянуться на любую длину без пря­мой зависимости от внутреннего членения здания. Окна становятся ленточными. Исчезают простенки и оконные коробки, и помещение освещается равномерно и значительно интенсивнее, чем при обыч­ных окнах.

131e654ca67cb24a15a169d3a439c9dd.jpgСчитал, что двери и окна в основном определя­ют архитектуру здания. «История архитектуры — это история борь­бы за свет, борьбы за окна»; «Вся история архитектуры вращается исключительно вокруг стенных отверстий» — писал он в своих работах. Поэтому окно для него является одним из важнейших элементов. Чаще всего его дома имели окна, протянутые вдоль всего фасада, от одного конца до другого. Ле Корбюзье считал стекло идеальным материалом для наружных ограждений. Он представлял себе эстетику новых городов в сочетании кварталов города-сада и открытого, далеко уходящего неба. Мысленно при­ближаясь к такому городу будущего, он видел как «смягченные лазурью встают отдаленные небоскребы с их стенами — геомет­рическими плоскостями, сплошь из стекла. В стеклах, покрываю­щих их фасад сверху до низу, сияет лазурь, играет небо. Ослепи­тельное сверкание. Огромные, но лучезарные призмы».

Важнейшим элементом нового строительного искусства счи­тал окно и А. Люрса. Он писал: «Окно является одним из карди­нальных элементов дома. Закрытое или раскрытое, оно одинаково служит проникновению в жилище света и солнечных лучей. В нем как бы воплощаются источник жизни дома и связь между внутренним и наружным пространством». Говоря о композиционных и конструктивных особенностях зданий с большими поверхностями остекления, он отмечал, что «стекло, вделанное в. открытую поверхность стены, будучи укреплено лишь балками и стойками конструкции, может заменить настоящую стену; пространство, заключенное внутри помещения, получает как бы продолжение наружу, переходит во внешнее пространство и тем самым увеличивает собственные размеры».

 Широкое применение стекла в архитектуре

В 30-е годы широкое признание завоевывает прием, когда в зданиях используются большие ленточные светопроемы со сплошными . Стеклянные поверхности являются в этих зданиях основным архитектурным мотивом.

После осуществления ряда удачных проектов, где остекление занимало значительную площадь ограждений, появляются здания со сплошными стеклянными ограждениями. Наряду с прозрачным бесцветным стеклом используют цветное, а также стекло с цвет-ными непрозрачными покрытиями, в том числе эмалированное. Конструктивной основой таких зданий был каркас с навесными ограждениями.

Зданиям со стеклянными ограждениями был при­сущ некоторый типичный облик, характерными элементами кото­рого являлись скругленные углы.

Дальнейшее развитие конструкций зданий с навесными ограж­дениями существенно изменило характер их архитектуры. Появля­ются здания с кристаллически четкими объемами, в которых выяв­лена каркасная структура. Технические приемы предстают здесь как средства эстетической выразительности.

36428a7ca5036693822f1f553bb9dfa6.jpg

От авторов

Стекло имеет богатейшую историю и обширный опыт применения в современном строительстве. Небольшой объем книги и множество вопросов, о которых нельзя хотя бы не упомянуть, обусловили некоторую беглость изложения, вместе с тем много аспектов использования стекла в творчестве архитектора остались вне рамок данной работы.

Знакомясь с содержанием книги, читатель должен иметь в виду, что светопрозрачные ограждения позволяют нам с успехом использовать лучистую энергию Солнца для естественного освещения зданий. Вместе с тем чрезмерное увлечение применением больших площадей остекления, переходящее порой в стекломанию, неизбежно приводит к ухудшению внутренней среды помещений. Разумное сочетание этих противоречивых условий применения остекления в современных зданиях наряду с использованием специфических свойств специальных строительных стекол и средств искусственного регулирования внутренней среды — единственный путь к созданию зданий, полноценных в утилитарном отношении и выразительных по архитектурному облику. В этом направлении авторы ведут работы в лабораториях отдела внутренней среды общественных зданий Центрального научно-исследовательского и проектно-экспериментального института учебных зданий, результаты которых использованы в данной книге.

Авторы выражают глубокую признательность научному редактору серии «Материал в архитектуре» Д. П. Айрапетову за ценные советы при подготовке рукописи к изданию, коллективу отдела внутренней среды общественных зданий, а также сотрудникам архитектурного кабинета Центрального дома архитектора, фотоматериалы которого были частично использованы в качестве иллюстраций.

Роль стекла в современной архитектуре

Роль стекла в современной архитектуре сложно переоценить. Из представленных выше примеров можно сделать вывод, что никакой другой материал не смог бы послужить основой для создания подобных шедевров

Важно и то, что стекло обладает целым набором полезных для жилых и коммерческих построек качеств:

  • прочностью;
  • безопасностью;
  • экологичностью;
  • возможностью сэкономить пространство.

Стекло дает поистине неограниченные возможности полету архитектурной фантазии. Но уютны ли эти красивые стеклянные здания? Конечно, ведь сквозь прозрачные стены может открываться прекрасный вид на вечерний город или пейзаж, радующий глаз и позволяющий отвлечься от монотонности будней. А обилие света в зданиях из стекла носит и практическую функцию — оно приводит к экономии электроэнергии. Находиться в естественно освещенном помещении приятно, даже если речь идет о рабочем кабинете.

Стеклянная архитектура: плюсы и минусы

Стеклянная архитектура, плюсы и минусы которой мы рассмотрим подробнее, постепенно формирует окружающее нас пространство. Построек, созданных из этого материала, становится больше с каждым днем. Оправдано ли это?

Вот неполный список преимуществ использования стекла в архитектуре:

  • простота возведения конструкций;
  • применимость для наших широт;
  • возможность создания абсолютно любых форм;
  • сближение человека с природой;
  • возможность воплотить любую дизайнерскую идею;
  • сочетаемость с любым пейзажем;
  • экономия энергии.

Среди минусов данного материала можно отметить тот факт, что стеклянные сооружения открывают обзор не только вам, но и вашим соседям. Однако эту проблему легко решить с помощью напыления или специального состава стекла. Стены и окна могут быть прозрачными изнутри, но зеркальными снаружи.

Производство стекла

Начальной стадией всех методов изготовления стекла является процесс плавления. Смесь исходных материалов засыпается на вход плавильной ванны, а на выходе их нее выходит вязкая стеклянная масса, из которой далее различными методами формуют листы стекла.

Флоат-стекло

До 1950-х годов все листовое стекло изготавливали путем непрерывных автоматизированных процессов прокатки или вытяжки, которые были аналогами древних ручных методов. Для получения листового стекла с высокими оптическими свойствами его подвергали длительному, трудоемкому и дорогому процессу шлифования и полировки.

Флоат-метод производства стекла, которые был разработан британской компанией Pilkington в 1950-тые годы, произвел переворот в стекольной промышленности. Этот метод обеспечивает высокое качество поверхности стекла без какой-либо дополнительной обработки.

Стекло подается при температуре около 1050 ºС из плавильной ванны в так называемую флоат-ванну, где оно разливается тонкой лентой на поверхности жидкого олова. Это обеспечивает листовому стеклу параллельность его сторон, плоские поверхности и полную, без искажений, прозрачность. В флоат-ванне стекло остывает до температуры около 600 ºС, при которой оно имеет достаточную прочность для того, чтобы извлечь его из оловянной ванны и передать в печь отжига и далее для дальнейшего охлаждения.

ebc5473ff872a790494061dc19436e60.jpg

Рисунок 3 — Производство флоат-стекла [1]

Флоат-процесс дает возможность получать стекло толщиной от 0,5 до 25 мм, но в строительстве обычно применяются стекла от 2 до 19 мм.

Прокатное стекло

Современное производство прокатного стекла включает формирование непрерывной ленты стекла при прохождении ее при температуре около 1200 ºС между двумя валками. Толщина прокатного стекла составляет от 3 до 15 мм. После прокатки стекло передается в печь отжига и затем для дальнейшей обработки (рисунок 4).

86edbf7dd6dd01138c92e794d2fc1f39.jpg

Рисунок 4 — Производство прокатного стекла [1]

Светопроницаемость прокатного стекла хуже, чем флоат-стекла и зависит от толщины и поверхностной текстуры. Тем не менее, прокатное стекло находит свое применение в различных стеклянных изделиях. Рифленое и ажурное стекло получают при прокатке с применением текстурированного нижнего валка. Армированное стекло также получают при прокатке стекла путем введения проволочной сетки между валками.

Тянутое стекло

При изготовлении тянутого стекла непрерывную стеклянную ленту тянут вертикально вверх из расплава стекла. Этот процесс дает стеклу далеко не оптимальное оптическое качество, которое характерно для стекол исторических зданий. Поэтому этот метод применяют в основном для изготовления стекол при реставрации старинных зданий с намеренным введением поверхностных дефектов, характерных для старинного стекла. Толщина тянутого стекла составляет от 2 до 12 мм.

КЛАССИФИКАЦИЯ

68bc7668480e0db398e46c08c2ce3e99.jpg
Светопрозрачные фасадные системы различаются по типам конструкций, используемых для крепежа стеклянных панелей, а также по материалам, из которых эти конструкции изготавливаются. На сегодняшний день существует две основных конструктивных схемы: с использованием металлических профилей и крепежом стекла по периметру и с пространственной подконструкцией и точечным креплением стекла.
К первой схеме относятся несколько систем: стоечно-ригельная и структурная, с несколькими промежуточными вариациями, а также блочная, или кассетная. Вторая появилась сравнительно недавно, и конструктивно она значительно сложнее. Под каждый проект разрабатывается оригинальная система, принципы крепежа и используемые элементы определяются индивидуально.

Для конструкций всех систем могут применяться алюминий и сталь. Первый используется преимущественно в профильных системах, вторая – в пространственных.
На рынке фасадных систем сейчас существует более десятка разновидностей. Преимущества одних систем перед другими невозможно обсуждать без учета различных параметров: эксплуатационных, стоимостных, требований к несущей способности и долговечности конструкции. Конкретная система должна быть применена именно в том месте, где ее достоинства компенсируют ее недостатки.

Прочность при растяжении

Теоретическая прочность стекла при растяжении, которая основана на физических расчетах, составляет от 5000 до 8000 Н/мм2. Однако из-за неизбежных поверхностных дефектов реальная прочность стекла значительно ниже. Поскольку высокая концентрация напряжений на трещинах не перераспределяется из-за отсутствия пластичности, то изгибная прочность отожженного стекла на практике снижается до 30-80 Н/мм2.

Изгибная прочность флоат-стекла зависит от многих факторов, среди которых:

  • размер поверхностной трещины;
  • сторона стекла по отношению к оловянной ванне;
  • размер стеклянного изделия или образца;
  • длительность приложения нагрузки;
  • влияние внешней среды, например, влаги.

Проекты-участники конкурса Стекло в архитектуре 2012 тройка лидеров

27.06.12
17:21

tags: | Стекло в архитектуре |

Конкурс, организованный Союзом архитекторов России, охватывал постройки и проекты последних пяти лет, демонстрирующие изобретательное и эффектное применение стекла. В июне были названы победители. Чем отличились три работы, признанные лучшими?

На конкурс поступило более 40 заявок из разных городов страны – Санкт-Петербурга, Москвы, Ульяновска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Перми, Пскова и даже из соседних государств – из Астаны. Жюри, в состав которого вошли призеры прошлогоднего конкурса, предстояло определить победителей из числа 12 полуфиналистов, в конце апреля на первом этапе конкурса.

cf352a650e198c56c5fde726c0b32c4e.jpg
Обладателем Гран-при стало бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», спроектировавшее элитный жилой комплекс Diadema Club House в Санкт-Петербурге. Комплекс из четырех основательных башен расположен на Крестовском острове с видом на речную гладь. Стеклянные, чуть зеленоватые фасады, выходящие к реке, и сами напоминают подернутую легкой волной водную поверхность. Панорамное остекление оправдано живописными видами и решает проблему естественного освещения.

6af842f0e6778dbff9e7d23ab5fdcd4b.jpg

Корпуса соединяет атриум с зимним садом, перекрытый гигантским стеклянным сводом. Сетчатая конструкция  свода простирается почти на 100 м в длину. Члены жюри были едины во мнении: в данном проекте применение стекла везде абсолютно обоснованно и с функциональной, и с художественной точки зрения.

3c524643bad05118a8bf5facc147f561.jpg
Дворец творчества школьников в Астане («Студия 44» и ТОО «Базис-Проект LTD») получил Золотой диплом в номинации «Постройки». В объемно-пространственном решении здания и в белых орнаментах, нанесенных на стеклянные поверхности, нашли отражение традиционные казахские мотивы. Жюри оценило этот оригинальный синтез этнического начала и хай-тека.

194d2ac476bc0438c7181c6fae9ecd34.jpg

Учтено было и то, что стекло в данном объекте выступило в нескольких ролях  —  это и главный образный, и структурообразующий элемент. Разнообразно применен тот же маериал и в интерьере, где сочетаются прозрачные, матовые и декорированные рисунками детали. Плюс естественное освещение внутреннего пространства осуществляется посредством многочисленных световых фонарей.

В номинации «Проекты» победил Детский развлекательный центр «Два капитана», разработанный для Южно-Сахалинска компанией СЕВЕРИН ПРОЕКТ «ООО «СЕВ.Р.ПРОЕКТ».

f9a7f93af032f1a6fd712e6149016ab8.jpg
Здесь стекло является основным материалом ограждающих конструкций здания и внутренних стен, разграничивающих функциональные зоны. Архитектурно-художественный образ сформирован вертикально расположенными цветными полупрозрачными параллелепипедами. В наружном остеклении используется стекло типа хамелеон. Яркое колористическое решение, по словам авторов, было разработано на основе курса «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена.

27f30a74434fbb4d9c8038c25268e438.jpg

Список всех лауреатов конкурса вывешен

3887b1f7c9668101e1610f3abdbde7a9.jpg

От оранжерей ко дворцам

Стекло прошло долгий путь от первых окон к ленточному остеклению и дальше, к универсальным конструкциям застеклённых фасадов городских зданий.

Новаторским архитектурным решением, выходящим за пределы принятых в то время строительных практик, стал «Хрустальный дворец», построенный в 1851 году в Лондоне специально для Первой всемирной промышленной выставки. Проект дворца, выигравший в конкурсе из более чем двухсот проектов, подготовленных профессиональными инженерами и архитекторами, был выполнен малоизвестным тогда садовником Джозефом Пакстоном, до того строившим стеклянные оранжереи. Незаурядное конструктивное решение дворца лучше других представленных проектов удовлетворяло предъявленным требованиям: павильон из чугунных колонн и ферм с застеклёнными панелями стал первым в мире крупным металлокаркасным зданием со стеклянными стенами.

Архитектура стеклянных павильонов и оранжерей XVIII—XIX веков несла в себе идею единения с природой и естественной жизнью. К концу XIX — началу XX века вместе с очередным всплеском утопий в литературе здания из стекла стали ассоциироваться с жильём будущего.

0786db742612e28fbe2fb5e0711f26f9.jpg

Решающим изменением, открывшим дорогу широкому применению стекла в строительстве в современном понимании, стало изобретение триплекса (многослойного стекла), закалённого стекла (в 1930-х годах) и собственно флоат-процесса, позволявшего получать высококачественное плоское стекло (в 50-х годах). Впервые стекло стало использоваться в качестве материалов для несущих конструкций. Ярким примером такого здания может послужить построенный в 2001 году из флоат-стекла, накрытого деревянной крышей, павильон Talus du Temple во Франции.

Небоскреб Мэри-Экс в Лондоне

1916b633d159103585488e279cf60ffa.jpg

Небоскреб Мэри-Экс располагается в деловом центре Лондона и благодаря своей уникальной конструкции привлекает внимание не только жителей города и туристов со всего мира. Это здание также примечательно с точки зрения его архитектурной конструкции, инженерных и конструкторских решений

Вот уже девять лет (небоскреб был построен в 2004 году) британская пресса, описывая Мэри-Экс, не скупится на эпитеты и метафоры: многие сравнивают его с огурцом, но приняты и более изысканные прозвища такие как: «эротический корнишон» и «интимный намек».

Небоскреб состоит из 40 этажей, наибольший радиус достигается на 16 этаже, сужаясь к верху и низу. Интересно что, максимальная окружность здания всего на 2 метра меньше его высоты, которая составляет почти 200 метров. На верхних этажах (с 38 по 40) находятся фешенебельные рестораны и другие развлекательные заведения. В помещения Мэри-Экс также применяются перегородки из стекла, а лестничные ограждения выполнены из закаленного стекла. Вход в здание имеет треугольную форму, чтобы не выделяться на фоне стеклянного фасада.

Аэродинамическая форма небоскреба направлена на то, чтобы ослабить силу потоков ветра и уменьшить колебания здания. Дополнительное преимущество стеклянного фасада состоит в том, что, хотя оно и значительно выше соседних зданий, стекло пропускает достаточное количество света, не полностью закрывая от них солнце.

На средних и нижних этажах, на которых располагаются офисные помещения внешний, видимый, стеклянный фасад сочетается с двумя внутренними слоями стекла, между которыми есть некоторое пространство, предназначенное для вентиляции.

Фасад Мэри-Экс состоит из 5 500 ромбовидных стеклянных пакетов со специальными звукоизоляционными и энергосберегающими свойствами. Общая площадь стеклянного фасада составляет 24 000 квадратных метров. На стеклопакеты нанесено тонирование для затенения в солнечные дни. Специальные световые шахты работают автоматически, что позволяет без затрат вентилировать воздух. В результате этого удается улучшить энергосбережение  до 40% в год. Энергосбережению способствует и прозрачность стеклянного фасада, которая позволяет в меньшей мере использовать искусственное освещение. При строительстве применялись сделанные из вторичного сырья и пригодные для повторного использования материалы, что очень актуально в современных условиях ухудшения экологии. Эти и многие другие факторы позволили небоскребу Мэри-Экс быть признанным лучшим небоскребом мира в 2003 и 2004 годах. К тому же это один из самых экологических современных зданий.

Бронзовый диплом

  • Архитектурная концепция редевелопмента водонапорной башни в Щербинке
  • ООО «АйЭнДи Аркитектс»

Новая Башня – это открытый для горожан комплекс, предназначенный для проведения выставок, лекций, семинаров, творческих встреч.

Аутентичный облик сооружения был полностью сохранен и дополнен новыми элементами.

bff13b082ebf48449aa792d2aecbd771.jpeg

Площадь комплекса была расширена для реализации новых функций строения при максимально деликатном отношении к объекту. Доминантой является строгий и гармоничный объем, устремленный вверх.

Матовый материал – стеклопрофилит, которым облицован объем, позволяет зданию входить в диалог со средой.

Второй этаж башни расширен мультифункциональным комплексом. Это пространство трансформируется под различные задачи –проведение лекций и семинаров, конференций и презентаций, мастер-классов и занятий рисунком, танцами.

Цели конкурса – пропаганда стекла как одного из самых перспективных материалов для формирования привлекательного облика современных городов и развитие конструктивного взаимодействия между архитекторами, проектировщиками и производителями стекла и стеклопродукции.

Председатель жюри – Филипп Самин, бельгийский архитектор, инженер и новатор, автор нового здания Совета Европы и головного офиса AGC, отметил европейский уровень и высокое качество работ конкурса.

Архитектор Мис ван дер Роэ

В 1919 г. тогда еще молодой архитектор Мис ван дер Роэ про­возгласил: «Проблема, стоящая перед нами, заключается… в ре­волюционных преобразованиях самой сущности строительной ин­дустрии. Все элементы здания будут создаваться в заводских усло­виях: работа на строительной площадке ограничится монтажом… Тогда-то новая архитектура и вступит в свои права».

36293905ccfc10981d8903931cfb1053.jpg

Новая конструктивная основа — каркасное здание — позволяла осущест­вить это. Свои новаторские идеи Мис ван дер Роэ вложил в серии проектов, которые, несмотря на то что не были воплощены в жизнь, оказали огромное влияние на развитие современной архи­тектуры. Два из них создали новый образ в архитектуре — высот­ное каркасное здание с ограждениями из стекла. Первый проект — небоскреб в Берлине (1919 г.) имел план в виде трехчастного- кленового листа, три башни которого соединялись центральным транспортным ядром. Второй проект — небоскреб с планом, по­добным формам живой клетки (1921 г.). Это была одна из первых попыток исследовать архитектурно-строительные свойства ограж­дений из стекла.

c8744eb4b8768f9dc9a6ebc8c4c1698f.jpg

купол Палаты депутатов

Пластику здания со стеклянными ограждениями невозможно выявить с помощью светотени — приема, характерного для архи­тектуры прошлого. Используя рефлектирующие свойства стекла. Мис ван дер Роэ превратил плоские фасады небоскребов в гигантские зеркала, отражающие окружающий пейзаж. Таким образом, архи­тектура получила новое выразительное средство, которое по своим изобразительным возможностям сродни живописи. В последующем архитекторы широко используют это новое свойство современных зданий.

В 1922 г. Мис ван дер Роэ выполняет проект административно­го здания в железобетоне — пример решения архитектуры желе­зобетонного каркаса с заполнением из стекла. Глухие участки на­весного  были выдвинуты далеко вперед по отношению к ленточному остеклению. Благодаря такому приему здание из железобетона воспринималось легким. В этом проекте, как и в двух предыдущих, было осуществлено разделение несущего каркаса и ограждения, ставшее впоследствии одним из основных принципов современной архитектуры.Эта концепция наиболее полно выражена в комплексе зданий Баухауз (Дессау), спроектированном В. Гропиусом в 1926 г. Здесь окна предстали в новом качестве — в виде сплошного светопрозрачного ограждения, ограниченного узкими непрозрачными участками только в верхней и нижней частях здания. Стены крепятся к несущему каркасу консольно, с наружной стороны.Прозрачность ограждений дает возможность одновременно видеть интерьер и экстерьер. В таком здании происходит как бы взаимное проникновение внутреннего и наружного пространств.

73013cb5cc8c8ab77806e4057785b8db.jpg

В последующем, Гропиус в проектах частных домов, вилл, административных зданий совершенствовал принципы архитектуры, широко использующей стекло и металл.

Значительным вкладом в создание новой архитектуры был павильон Германии на Международной выставке в Барселоне, созданный Мис ван дер Роэ в 1929 г. Павильон был поставлен на монументальный цоколь с двумя бассейнами, облицованными черным стеклом. Плита покрытия опиралась на асимметрично расположенные, отдельно стоящие отрезки стен и два ряда крестообразных хромированных стоек. Перегородки из прозрачного, серого и бутылочного цвета стекла, и две плоскости из трапленого стекла с внутренним подсветом образовали светящуюся стену. Свободный план, исключающий замкнутые помещения, и применение стекла создают эффект беспрерывного течения пространства через интерьер. В любой точке интерьера воспринимается все сооружение в целом. Барселонский павильон явился реальным воплощением конструктивной архитектуры. Принципами адекватности конструкций и архитектуры руководствовалось не одно поколение архитекторов.

5a09c5a5918e901b31cb6e885648c4bb.jpg

Гран-при

  • GREAT AMBER Concert Hall Liepaja/Latvia («Большой янтарь» – концертный зал, Лиепая/Латвия)
  • Архбюро: Volker Giencke & Company, Австрия

«Большой янтарь» – это крупнейший концертный зал в странах Балтии. Он рассчитан на 1024 места.

Здание представляет собой бетонную скульптуру, облицованную самонесущим чуть наклоненным стеклянным фасадом.

c11f29a7cd8db1ab7eed00ab4d2e4d4e.jpeg

Фасад состоит из переплетающихся широких плоских стальных конструкций, которые соединяются с бетонной скульптурой в зоне крыши.

Для внешнего остекления использованы два экрана с четырьмя специальными фильмами разных цветов. В дневное время фасад светит как янтарь разных оттенков или принимает цвет неба. Ночью это огромное светящееся тело в городе, гигантский янтарь, представляющий интерьер и действо, происходящее внутри.

Свет играет ключевую роль в «Большом янтаре». Достигнув высоты над крышей, 14 зеркальных отражающих труб заливают концертный зал дневным светом, создавая неповторимую атмосферу.

4c42d23e1f1ab72e3002a5119f0d0e1f.jpeg

История хрупкости

В своей природной, нерукотворной форме стекло ценилось ещё доисторическими людьми как материал для изготовления предметов роскоши. Обсидиан из застывших вулканических пород и фульгурит, образованный при ударе молнии в песок, использовали для вытачивания украшений, посуды и оружия. Вскоре после появления первых стеклодувных мастерских техника изготовления стекла распространилась по всей Римской империи, а введение диоксида марганца позволило сделать стекло прозрачным.

Использование стекла в архитектуре долгое время ограничивалось конфликтом функций: несущие стены должны быть выполнены из максимально прочного материала, а стекло, так необходимое для освещения помещений, было слишком хрупким и угрожало прочности конструкции.

7818529b0c9d2f8875d414dc0a9ac83f.jpg

Ситуация изменилась с началом промышленного производства стали в XIX веке и появлением железобетона, в 1897 году запатентованного Жозефом Монье. Теперь, когда стена многоэтажных зданий необязательно должна поддерживать пол, возможности использования стекла в оформлении фасадов расширились. Красота и изящество материала предоставляли почти неограниченный простор для архитектурной фантазии, но разом отказаться от привычной концепции фасада пока было нелегко. Стеклянная архитектура всё ещё выглядела экзотично и дорого.

Стекло Западной Европы

С развалом Западной Римской империи (476 г.) и возникновением на ее развалинах варварских Германских государств, стеклоделие Европы приходит в упадок. Однако оно восстанавливается и получает серьезное развитие с возникновением Венецианской республики (607г.)

На острове Торчелло в Венецианской лагуне сохранились остатки стекольной мастерской. Здесь изготавливали мозаичное стекло и простые сосуды, главным образом кубки и бутылки.

79f0c38630c8c1aa9bf53ea0e95e72de.jpgВ Венеции сразу же появляются стеклодувные мастерские и к 9 веку она успешно начинает конкурировать с Византией. Хотя, как известно, венецианские мастера разработали собственные секреты составов и методов изготовления стекол. Хорошо известны венецианская мозаика и витражи, украшающие церкви в самой Венеции и по всей Северной Италии.

После взятия Константинополя крестоносцами (1204 г.) Венеция остается единственным мировым центром стеклоделия.

b3a7614d8cb39ea8b9b950e76ba4b35b.jpgВ 1330 году француз Коккерей нашел способ получения плоского стекла. Горячую стекломассу брали на кончик специальной трубки и раскручивали до получения стеклянного «блина». «Блин» потом обрезали, до нужного размера и получали оконное стекло.

Метод получения такого стекла назвали «лунным» — из-за формы получаемого блина. Но такой метод имел много недостатков, главные из которых — большой отход стекла при обрезании и наличие в центре стекла бугорка от стеклодувной трубки.

Иногда при применении «лунного» стекла малого диаметра свинцовые переплеты окна делали круглыми. Это сокращало отходы стекла и удешевляло его стоимость. Но всё равно стоимость стеклянных окон была очень высокой. Поэтому «лунный метод» был вытеснен так называемым «холявным», позволявшим вырабатывать плоское оконное стекло хорошего качества.

Известны случаи, когда стекла вставляли в окна только на время приезда хозяев замков. После отъезда хозяев их вынимали.

«Холява» — длинный стеклянный цилиндр, который выдувал стеклодел. Он мог достигать 3 метров в длину и до 45 см в ширину. Затем у цилиндра (в горячем виде) отрезали верх и дно, сам цилиндр разрезали по длине и укладывали на ровную плиту, которую помещали в печь. Там стеклянный лист разравнивали. Для разрезания стекла пользовались раскаленным железным прутом.

Алмаз для резки стекла начали применять только в шестнадцатом веке.

В средневековой Западной Европе на эпоху готики приходится расцвет изготовления витражных окон, где уже используется цветное стекло.

a94519e1cd8c0430e1fb06157980e214.jpgПозже оконное стекло стали производить в промышленных масштабах, но технология его производства оставалась старой — «холявной». По такой технологии изготавливали оконное стекло почти до конца 19 века.

В начале 20 века стекло стали производить на стекольных заводах. Принцип остался тот же – стекло плавили в печах и далее выдували. Но теперь «холяву» уже большего размера выдувала машина. Затем стекло «вытягивали» из печи при помощи валиков. Такой метод называли «вертикальной вытяжкой». Серьезным недостатком такой технологии была дороговизна стекла.

Закаленное стекло

Принцип действия закалки на прочность стекла заключается в том, что в его поверхностном слое создаются высокие сжимающие остаточные напряжения. Эти напряжения компенсируют возможные растягивающие напряжения в поверхности стекла и предотвращают рост трещин и разрушение стекла.

Стекло нагревают до температуры 620-650 °С и затем резко охлаждают струями воздуха с обеих сторон до комнатной температуры. В результате закалки в поверхностных слоях стекла образуются сжимающие остаточные напряжения величиной 100-150 Н/мм2 (рисунок 6). Высокая энергия, которая запасается в этом стекле обеспечивает то, что при разрушении оно разбивается на мелкие кусочки (рисунок 7в), которые не представляют большой опасности.

10f3ba4c9d1f506c4d1000d4e7fb00e7.jpg

Рисунок 6- Остаточные напряжения в стеклах [2]

3881df42acfb26b5b6bd94cf7159f32c.jpg

Рисунок 7 — Типы разрушения стекол (не в масштабе):

а) отожженное флоат-стекло; б) термоупрочненное стекло; в) закаленное стекло [1]

Стеклянная пирамида Лувра

9378786dcaf702ef2505bf69937e69ae.jpg

После того, как в 1981 году Франсуа Миттеран стал президентом Франции, была утверждена программа реставрации самых значительных культурных объектов Франции, среди которых не мог не оказаться Лувр. В 1983 году главным архитектором, ответственным за реконструкцию Лувра, был утверждён американский архитектор китайского происхождения Бэй Юйминг, который стал первым иностранным специалистом, допущенным к работе над главным культурным наследием Франции.

За шесть лет реконструкции в самом знаменитом французском музее многое поменялось, но самой важной «новинкой» и по сей день считаются стеклянные пирамиды, ставшие второй, после Эйфелевой башни, визитной карточкой Парижа. Во дворе Наполеона выросли четыре стеклянные пирамиды, главная из которых стала главным входом в Лувр

Внутри пирамиды для входа в музей была сооружена необычная винтовая лестница со стеклянным ограждением.

Большая пирамида в центре окружена тремя маленькими пирамидальными конструкциями. Интересно, что пропорции основной пирамиды были сформированы по аналогии с известной египетской пирамидой Хеопса в Гизе. Состоит она из 603 стеклянных фрагментов ромбовидной формы и 70 – треугольной. Толщина стекла, использованного при сооружении пирамиды, составляет 21 мм. Высота самой известной французской пирамиды составляет 22 м. Использование абсолютно прозрачного стекла позволило улучшить проникновения света в один из самых посещаемых  залов главного французского музея.

С самого начала дизайн стеклянной пирамиды подвергся критике парижан: мало кто из французов считал, что современная стеклянная конструкция гармонично сочетается с помпезностью зданий, построенных монархами. Но со временем все по достоинству оценили преимущества использования стекла: несмотря на контраст между современностью и историей, пирамиды не нарушили гармонии Лувра, они напротив подарили ему магию и сказку.

Чтобы ночью стеклянная конструкция выделялась в темноте и ярко сверкала, в каркас по периметру стеклянных фрагментов были встроены галогенные лампы мощностью 100W. Это позволило второму после Эйфелевой башни символу Парижа блистать во всей своей красоте и привлекать туристов со всего мира.

Цельностеклянная лестница в Лейдене, Голландия

63b7334eb5bcc7d18179766a690d0d19.jpg

Крупная голландская компания «Heerema Marine Contractors» из города Лейден не просто со вкусом украсила свой главный офис невероятной цельностеклянной лестницей

Этим компании удалось привлечь внимание архитекторов и строителей со всего мира. Эта интереснейшая конструкция также стала отличной рекламой компании

Она свидетельствует о неординарном подходе «Heerema Marine Contractors» к строительству и ее возможностях воплотить в жизнь самые сложные проекты.

Стеклянная лестница располагается в центральном холле офиса компании. Уникальная конструкция лестницы неизменно производит впечатление на посетителей. Главный архитектор проекта не зря выбрал стекло в качестве материала для своей работы, поскольку он подчеркивает готовность компании браться за самые неожиданные и масштабные проекты проектов «Heerema Marine Contractors».

На разработку проекта и его реализацию ушло два  с половиной года кропотливой работы. Больше всего внимание уделялось основной особенности этой лестницы – опирающемуся на полностью стеклянные марши пролету, который также был выполнен из стекла с использованием минимального количества металлических креплений.

Лестница, соединяющая первый и второй этажи офиса компании в Лейдене, состоит из двух пересекающихся маршей, образовывающих пролет в месте их пересечения. Длина каждого из пересекающихся маршей составляет около 11 метров. Крестообразная форма лестницы, позволила  оптимально распределить нагрузки на стеклянные структурные элементы.

Ширина стеклянных ступеней сужается к низу конструкции: таким образом, ширина верхней ступени составляет 1200 мм, а нижней– 900 мм.

Прочность окончательной конструкции – один из главных вопросов, над которым работали ученые Университета Делфта, с которыми плотно сотрудничали архитекторы проекта. Они моделировали различные варианты повреждения тех или иных частей лестницы. Главная задача, которую они ставили перед собой, – это создать такую цельностеклянную конструкцию, которая бы смогла сохранить целостность даже в случае деформации одной из ее составляющих.

Для создания лестницы было использовано самый прочный на сегодняшний день вид стекла – ламинированное стекло, или триплекс с использованием клея PVB.

Огромное внимание разработчики этой лестницы также уделили креплениям, которые позволили всем частям конструкции соединиться в единое целое. В качестве креплений были использованы специальные детали из нержавеющей стали, на разработку которых ушел не один месяц, поскольку именно в точках соединения  стекла с металлом и наблюдаются максимальные нагрузки на конструкцию.

Перед тем, как объявить уже готовую конструкцию стеклянной лестницы полностью готовой к эксплуатации, был проведен финальный тест на прочность. Он состоял в том, что на каждую ступеньку было поставлено по 4 бутыли с водой в 20 литров (также бутылями был полностью заполнен пролет). Общая нагрузка на лестницу в итоге составила около 5 тонн. Бутыли с водой оставались на месте несколько дней. И только после того, как эта невероятная лестница достойно прошла испытание, она была открыта для эксплуатации.

Механическоя обработка

Стекло обычно режут путем нанесения глубокой царапины и затем легкого удара. Реже применяют пилы с алмазными наконечниками или водяную струю. Очень тонкие стекла можно резать лазером.

При резке стекла образуется довольно рваная кромка, которую часто шлифуют или полируют, чтобы удалить неровности и сколы (рисунок 5). Это делают, чтобы снизить возникающие на кромке растягивающие напряжения и, тем самым, повысить стойкость стекла к разрушению.

45fb76d3afd1cdcc2ff2c8719fe28478.jpg

Рисунок 5 — Флоат-стекло с различным качеством кромок (снизу вверх):

без обработки; шлифованная и полированная [1]

Сверление отверстий в стекле выполняют полыми сверлами с алмазными наконечниками, которые сверлят отверстие с обеих сторон стекла. Кроме того, для выполнения отверстий могут применяться водяные струи.

Похожие главы из других работ

Предпроектный и проектный анализ в средовом дизайне

1. Методы проектирования в дизайне

Работа с вентилируемым фасадом

Облицовочное стекло

Облицовка вентилируемого фасада здания стеклом — один из наиболее модных способов придать практически любому зданию современный и презентабельный вид (в последнее время этот метод набирает все большую популярность). В случае…

Разработка интерьера жилой комнаты

1. Цвет в интерьерном дизайне помещений

Роль стекла в современной архитектуре

«Стеклянные» решения в дизайне

Для дома

Лестничные ограждения из стекла могут быть как цельными, так и со стеклянными вставками. Для любителей эксклюзива есть возможность сделать стеклянные ограждения по собственному проекту при помощи гравировки, фьюзинга…

Современные тенденции развития ванных комнат

Немного о дизайне

Определившись с расстановкой и количеством сантехники, можно заняться дизайном интерьера, ведь удобство ванной во многом зависит и от этого.

Мы переживаем переходный период от типового жилья к комфортабельному…

Стекло и стеклянные изделия

2. СТЕКЛО И ЕГО СВОЙСТВА

Свойства стекла определяются прежде всего, составом входящих в него оксидов. Главными стеклообразующими оксидами являются оксиды кремния, фосфора и бора, в соответствии с чем стекла называют силикатными, фосфатными или боратными…

Фасадное стекло

Боросиликатное стекло

Технология получения обычного боросиликатного стекла заключается в замене в исходном сырьевом составе щелочных компонентов на окись бора. Включение оксида бора вместо щелочных составляющих шихты придаёт этому стеклу свойства тугоплавкости…

Фасадное стекло

Бронированное стекло

Бронированное стекло — высокая безопасность:

«спец-стекло» защита от вандализма и террора

преграда пуле, гранате, взрыву

страховка от случайного внешнего удара

надежная защита в ситуации стихийного бедствия…

Фасадное стекло

Джамбо-стекло

Джамбо стекло — крупногабаритное архитектурное стекло, которое также иногда используется в автомобильной и мебельной промышленности. Размеры листа до 6000 мм х 3210 мм…

Фасадное стекло

Низкоэмиссионное стекло

Коэффициент светопропускания: от 80%, энергосберегающее, отражает инфракрасную часть спектра, сохраняя обычную светопропускную способность. Толщина листа от 3 до 10 мм…

Фасадное стекло

Светотеплозащитное стекло

Светотеплозащитное стекло — стекло, способное снижать пропускание световой и солнечной тепловой энергии. Такими стеклами являются, например, окрашенные по всей массе стекла следующих цветов: промежуточный между бронзовым и коричневым…

Фасадное стекло

Электрохромное стекло

Стекло, прозрачное во включенном состоянии и непрозрачное матовое в выключенном; подключение к электросети (напряжение — 9-12 В).

Минимальные размеры: 300×300мм

Максимальные размеры: 2000×1000мм

Толщина: 7,5 ч 50мм.

Стандартная толщина: 11, 12…

Цвет в проектировании интерьера

Цветовое решение в дизайне интерьеров

цвет интерьер дизайн помещение

Оформляя интерьер, мы влияем на его цветовое решение, и это решение в свою очередь цветовой средой влияет на нас. Одно помещение создает хорошее, свободное, легкое настроение, другое — подавляет, сдерживает…

Эргономика в расстановке мебели

Эргономика в дизайне интерьера

Когда вы заходите в помещение созданное по законам эргономики вы действуете в нем почти интуитивно, комфорт кажется естественным решением в интерьере: рука без труда находит ручку на двери, выключатель на стене…

Японский минимализм

Восточная эстетика с давних времен и по сегодняшний день руководствовалась принципом — «все лишнее безобразно», основой интерьера является пустота, которая призвана подчеркивать внутреннюю красоту того немного, что присутствует в доме…

От идеи прозрачности к стеклянным небоскрёбам

Ощущение обнажённости, неизменно присутствующее в стеклянных офисах, имеет и другую сторону. Яркий пример тому — дом немецкого инженера Вернера Зобека House R-128. Это стеклянная башня, где даже внутренние перегородки сделаны из стекла и лишь туалеты и душ непрозрачны, а кровати накрыты светонепроницаемыми пологами. Говоря о своём жилище как о модели дома будущего, Зобек всё же делает оговорку о том, что архитектура футуризма, по его мнению, не только за прозрачными домами, и надеется, что она не сведётся к моностилю.

Одним из самых узнаваемых стеклянных небоскрёбов можно назвать сорокаэтажную башню Сент-Мэри Экс 30, которую местные жители называют «Огурец». Здание было построено в 2004 году в Лондоне, и при его проектировании архитектор Норман Фостер хотел добиться максимально естественного освещения и естественной вентиляции.

Также примечательна Башня Банка Китая, построенная в Гонконге в 1989 году. Её особенность не столько в футуристическом дизайне, привлекающем множество туристов, сколько в том, что план её постройки был согласован с принципами фэншуй. Снаружи 72 этажа башни оформлены квадратами и треугольниками, которые заполнены зеркальными стёклами, что делает её похожей на кристалл.

ca8a47640b3220ec3d034d700d9e48c6.jpg

Взгляды на современную архитектуру немецкой компании по производству стекла Glaskoch можно понять, увидев фасад здания, в котором расположен её выставочный павильон с конференц-залами.

Павильон «Стеклянный куб Леонардо» был построен в 2007 году. Его фасад представляет собой слияние кубовидной стеклянной оболочки строгой формы и полимерной конструкции, связывающей фасад и ландшафтную архитектуру в единое целое.

Тенденция, которую разделяет большинство современных архитекторов, — забота об экологии, что подразумевает использование экологичных материалов при постройке зданий, снижение потребления энергии путём перехода на солнечные батареи и оптимизации ширины оконных проёмов, отсутствие выбросов в атмосферу и утилизацию строительного мусора. При этом производство таких домов всё ещё очень дорогостоящее, поэтому в ближайшее время люди с большей вероятностью будут строить небоскрёбы исходя из принципов удобства, а не экологии.

Известные стеклянные сооружения

В настоящее время построено множество выдающихся сооружений с применением стекла, например:

  • Мастерская технологического института Канагавы. По сути данное сооружение состоит из единственного помещения, площадью 2000 квадратных метров. Эта мастерская располагается в Токио на территории института. В проекте предусмотрены стальные перемычки и множество стеклянных панелей, это делает мастерскую невероятно прозрачным зданием;
  • Ботанический сад Куритибы. Расположено здание в одном из крупнейших городов южного региона Бразилии – Куритибе. Ботанический сад открыли в 1991 году, сразу после этого он стал главной достопримечательностью города. Сад имеет площадь в 240 тысяч квадратных метров и окружен фонтанами и водопадами. В здании расположена оранжерея, сконструированная из металла и стекла, которая имеет некоторое сходство с Хрустальным дворцом в Лондоне;
  • Пирамида Лувра в Париже. Данный объект является одним из самых известнейших стеклянный сооружений современности. Здание проектировалось как основной вход в Лувр и было сдано в эксплуатацию в 1989 году. Первоначально этот проект подвергался жесткой критике, но со временем приобрел невероятную популярность среди туристов.

Образы стеклянной архитектуры

Одним из величайших достижений человечества стало изобретение стекла – уникального материала, который благодаря исключительным свойствам и эстетическим характеристикам широко используется в современной архитектуре.

Не так давно стекло служило только для заполнения оконных проемов, чтобы позволить свету и воздуху проникать в помещения. Зимой такие окна впускали в дом холод, а летом – жару, оказываясь постоянным источником сквозняков.

Стремительное развитие технологий и активное внедрение уникальных инновационных разработок в производство превратили простое прозрачное стекло в исходный материал для дальнейшей переработки. Обычное стекло стало приобретать необычные свойства: появились сверхпрочные, огнестойкие, антибактериальные стекла, позволяющие решать разнообразные архитектурные задачи. При остеклении зданий все чаще используется энергосберегающее стекло, которое не только сокращает потребление энергии, но и существенно снижает негативное воздействие деятельности человека на окружающую среду. Большие перспективы и у солнцезащитного стекла: регулируя уровень проходящей солнечной энергии, оно позволяет экономить на отоплении зимой и на кондиционировании летом. Но будущее, безусловно, принадлежит многофункциональным (селективным) стеклам, которые сочетают в себе все эти характеристики: снаружи здания выполняют солнцезащитную функцию, а изнутри – энергосберегающую.

Стекло позволяет зданиям «парить», создает обзор и единение внешнего и внутреннего пространства, поэтому его так любят архитекторы и дизайнеры

Прозрачность, способность работать при любых климатических условиях, высокая твердость, химическая стойкость, необычайно широкие декоративные возможности – таков далеко не полный перечень свойств, определивших рост популярности стекла при его использовании в качестве строительного материала.

Специальный диплом

  • MATREX, Деловой Центр в Сколково
  • Москва, Инновационный центр Сколково
  • BERNASKONI

Здание объединяет сразу нескольких городских функций. Здесь одновременно размещены офисы стартапов, официальная резиденция, зал-трансформер, музейная спираль, ресторан-смотровая площадка.

Внутри усеченной пирамиды – пространство в форме гигантской матрешки. Вокруг матрешки в объеме пирамиды расположены функциональные помещения.

Фасад-оболочка максимально открыт естественному свету. Внутрь матрешки свет проходит через 61 световой фонарь в куполе. Smart-стекло с управляемой прозрачностью регулирует световой поток. При необходимости купол освещает матрешку дневным светом или становится непрозрачным на время мероприятий. При помощи света в течение дня здание визуально трансформируется. Днем это пирамида, вечером – светящаяся матрешка. Подсветка меняет температуру искусственного освещения в зависимости от времени года.

Прозрачные панорамные кабины лифтов движутся вдоль наклонных поверхностей здания.

Проекты

Департамент здравоохранения в Бильбао, Испания

1ee3c4a36113a6fc142357434d7c2191.jpg

Здание департамента здравоохранения в Бильбао стал не просто самым уникальным и интересным архитектурным сооружением города. Он превратился в настоящий шедевр архитектуры, прославивший Бильбао на весь мир. Возведение футуристического стеклянного здания, завершенного в 2008 году, стало причиной для споров:  одни были в восторге от оригинального дизайна, другие считали его слишком вычурным и дорогим (бюджет равен почти 13 миллионам евро).

Строительство нового здания департамента здравоохранения в самом центре Бильбао было утверждено для решения трудностей, с которыми сталкивалась эта организация. Ее штат размещался сразу в нескольких зданиях в разных концах города, что порой усложняло жизнь не только самим работникам, но и гражданам, желающим обратиться в департамент и вынужденным искать нужный им отдел по всему Бильбао. Новое здание, конечно, решило все эти проблемы: персонал теперь располагается в одном помещении, и ни для кого не составляет труда найти его месторасположение.

Поскольку здание должно было располагаться в историческом центре города, архитекторы обязаны были создавать проект в рамках нескольких условий, одним из которых было обязательное повторение зданием формы стен окружающих строений. Именно по этой причине у здания на самом деле два фасада: внутренний отвечает за выполнение вышеизложенных требований; внешний – за оригинальность и эксклюзивность внешнего вида. Стеклянные панели, соединенные по отношению друг к другу под разными углами, создают впечатление объемности и ирреальности.

Стеклопакеты, из которых состоит внешний фасад выполняет не только эстетическую функцию: он позволяет экономить энергию на отопление здания. К тому же установленное стекло имеет шумоизоляционные свойства, что облегчает жизнь работникам организации, располагающейся в шумном центре города.

Семь основных этажей разбиты под офисы, в которых и сосредоточена основная часть работников департамента здравоохранения. Примечательно,что в большинстве офисов стекло используется в качестве цельностеклянных перегородок для более оптимального зонирования пространства. В верхней части здания, напоминающей башню, находится зал для переговоров, а под зданием располагается подземная парковка для персонала.

История возникновения стеклянной архитектуры

В первое время стекло применялось в архитектуре исключительно в качестве второстепенного материала, а использование светопрозрачных конструкций развивалось только в области торговых и промышленных зданий.

e7a7990ac4a0b287b4ec2458cfb88dde.png

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Решение задач
Контрольные работы
Эссе

Замечание 1

Примечательно, что архитектурная критика XIX – начала XX веков не признавала такие сооружения объектом художественного творчества.

В начале XX века произошла «стеклянная революция». В этот период стекло превращается из утилитарного в формообразующий конструктивный элемент сооружений. В 1920-е годы произошло переосмысление роли стеклянных конструкций в архитектуре, этот период характеризуется появлением большого количества идей индустриализации и развития строительных технологий.

Вскоре происходит переход стекла от утилитарного архитектурного элемента в доминирующий, формируется идея строительства «стеклянных небоскребов», которые должны были олицетворять власть и научный прогресс в США после окончания Первой мировой войны. Данная мысль принадлежала известному архитектору Мису ван дер Роэ, который занимался разработкой подобных сооружений и реализовал некоторые из них к середине XX века. Однако, стоит заметить, что его проекты характеризовались пренебрежительным отношением к качественной составляющей конструктивных решений, а также к функциональному использованию помещений. Если говорить об эстетической стороне вопроса, то архитектор находился в поиске значимой архитектуры, которая могла бы существовать в стороне от общественного мнения и различных тенденций современной эпохи.

При проектировании высотных сооружений в прошлом веке архитекторы не учитывали возможное психологическое состояние людей, которые могут находиться в таких сооружениях, не заботились о безопасности людей.

f69b6d146dc21c4e570a453d1dfcea84.jpeРисунок 2. Пирамида Лувра в Париже. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

После смерти «пионеров стеклянной архитектуры», таких как Мис Ван дер Рое и Ле Корбюзье (60-е годы XX века), в Западных странах наступает кризис в строительстве стеклянных сооружений. Считается, что данный процесс начался еще и потому, что «стеклянные» здания имели мало общего с национальными и историческими контекстами этих стран.

Следующее десятилетие характеризуется тем, что архитектурные решения большинства сооружений начинают стремительно опережать технологические и инженерные возможности, имеющиеся на тот период в данной области. Появляется необходимость корректировать существующие методы расчета конструктивных схем на ветровую нагрузку, которые воспринимаются легкими навесными ограждениями. Обозначаются трудности в организации стыков некоторых конструктивных элементов, которые не могут быть решены при помощи традиционных методов расчета. Помимо прочего, основной проблемой становится малая изученность температурных деформаций и линейного расширения некоторых материалов. Здесь возникла необходимость в решении многих вопросов строительной физики, теплотехники и пожарной безопасности.

По мере решения вышеизложенных задач в XX веке архитектура светопрозрачных конструкций начинает избегать строгих прямолинейных плоскостей и форм, начинает впечатлять своей яркостью и разнообразию архитектурных ансамблей. В современных «стеклянных зданиях» создается специфический ночной эффект при надлежащем внутреннем освещении, в этой связи такие сооружения эффектно выглядят в любое время суток. В условиях современной застройки районов такие здания создают локальный зрительный эффект, а также формируют неповторимый городской облик. В настоящее время стекло используется даже в качестве конструктивных элементов зданий, в качестве несущих структур. Неудивительно, что все вышеперечисленные достижения в корне изменили отношение людей к светопрозрачным конструкциям и «стеклянному строительству».

Стекло древнего Рима

Завоевание Иудеи римлянами в 63 году проложило путь стеклу в Рим. Римляне же стали первыми использовать стекло в строительстве.

До изобретения стекла в окна вставляли тонкие роговые пластины, слюду, бычьи пузыри, промасленную бумагу и т. д., а где-то их оставляли просто открытыми. Эти заменители оконного стекла можно было встретить у бедняков до середины 19 века.

Переворот в процессе стеклоделия произвело открытие метода выдувания стекла, позволившее вести дальнейшую обработку стекла. Метод выдувания стекла дал возможность, в последующих процессах, разворачивать стекло в лист и получать, таким образом, листовое, оконное стекло.

bbfe12cf93c65654ec0e176d6da2f191.jpgВпервые об оконных стеклах упоминает римлянин Лактанций в конце III века. Считают, что метод выдувания предложили сирийские мастера, жившие в Вавилоне. Произошло это между 27 годом до нашей эры и 14 годом нашей эры. Для выдувания они применили тонкую металлическую трубку, которая практически не изменилась до наших времен.

В Александрии около 100 года нашей эры нашли способ получения прозрачного стекла, добавляя в него оксид марганца.

С получением прозрачного стекла появились первые стеклянные окна. И хотя тогда они отличались плохими оптическими свойствами, они считались признаком роскоши. Цицерон говорил: «Беден тот, чье жилище не украшено стеклом».

Археологические раскопки показали, что первое по настоящему плоское стекло, а, следовательно, и первые стеклянные окна, сначала, стали появляться в самых важных зданиях Рима и самых роскошных виллах Геркуланума и Помпей.

В музеях Италии сохранились стекла из римских домов размером 30*30 см., а в Помпеях при раскопках бани нашли окно с бронзовой рамой, в которую было вставлено матовое стекло размером 100*70 см и толщиной 13 мм.

Древнеримское стекло было очень некачественным. Оно было либо матовое, либо окрашенное в зеленоватый цвет и содержало большое количество пузырей. Такую окраску, стеклу придавали примеси, входившие в его состав.

Однако, не смотря на низкое качество, это было первое целенаправленное применение стекла в архитектуре. Можно сказать, что с этого времени стекло связало себя с архитектурой и строительством навечно. И такая связь дала значительное ускорение развитию производства стекла.

Архитектура стеклянных зданий

По мере того, как развивалась архитектура, стеклянные здания становились все более популярными в мире. Современные образы таких построек, созданных гениальными архитекторами, захватывают дух и поражают воображение. Вот лишь несколько примеров:

  • Китайский чайный дом, построенный архитектором Д. Джеймсоном на заднем дворе своего особняка. Пространство предназначено для медитации, проведения чайных церемоний и общения с гостями.Фото №1: китайский чайный дом
  • Павильон, разработанный архитектором С. Германом. В нем автор воплотил свое видение просторного жилого пространства, наполненного светом.Фото №2: стеклянный павильон
  • Уникальный проект польских архитекторов — коттедж из стеклянных конструкций, нанизанных на каркасы из дерева и стали.Фото №3: стеклянный коттедж
  • Стеклянный мини-особняк в Финляндии, построенный по проекту архитекторов Л. Бергот и В. Хара. Конструкция дома тщательно продумана, а благодаря солнечным батареям здание полностью автономно.Фото №4: небольшой стеклянный дом
  • Самый большой в мире дом из стекла — архитектурное чудо, созданное Т. Рожаком. Многослойность здания по-настоящему завораживает. Стеклянные конструкции, удерживаемые стальным каркасом, выглядят так, будто парят в воздухе.Фото №5: самый большой в мире стеклянный дом

Все о стекле

08.06.12
20:00

tags: | Стекло в архитектуре |

15 июня в рамках международной выставки «Мир стекла» будут названы победители конкурса «Стекло в архитектуре-2012».

В прошлом году Союз архитекторов России впервые провел конкурс архитектурных объектов, где интересно применяются стекло и светопрозрачные конструкции. Организаторы уверены, что распространение в российской архитектуре этого материала, выразительного, но и проблематичного, достигло тех масштабов, когда уже можно и нужно обсуждать и оценивать накопленный опыт. Первоначально в соревновании участвовали только постройки. В этом году был введен раздел «Проекты». В апреле во время двухдневной профильной конференции, состоявшейся в МАРХИ, из числа претендентов были отобраны 12 полуфиналистов (8 реализаций и 4 проекта). Любопытно, что среди прошедших в финал сооружений большинство — не московские. Лидируют по стеклянному хай-теку Санкт-Петербург и Пермь. Колоритная концепция детского развлекательного центра пришла из Южно-Сахалинска. Есть чем гордиться Астане: в конкурсе участвует Дворец творчества школьников — проект «Студии-44». Его орнаментальные полупрозрачные фасады масштабно демонстрируют декоративные возможности стекла.

Лауреаты Национальной премии станут известны 15 июня в 16.00. Церемония награждения состоится в «Экспоцентре» на Красной Пресне, где с 13 по 16 июня проходит выставка «Мир стекла», посвященная последним достижениям его производителей и новейшим технологиям. Там же можно будет увидеть экспозицию победителей прошлого года и всех 12 номинантов нынешнего. За день до объявления результатов участники конкурса представят свои работы широкой аудитории (14 июня в 12.00-14.00).

Для бесплатного посещения можно до 15 июня  пройти on-line регистрацию на сайте выставки

На Премию «За лучший реализованный проект с применением стекла и светопрозрачных конструкций» претендуют:

cd918e3bc761c6ca539761194d8b5c56.jpg

Высотный жилой комплекс «Ворота Прикамья».Сатурн-Р. Пермь.

055b798daf408f826d4c05d729e996a2.jpg

Котельная стадиона «Зенит». «ППФ «А.Лен».  Санкт-Петербург

1e948dcd4e6c46d75b8b098b17677824.jpg

Котельная стадиона «Зенит».  «ППФ «А.Лен» . Санкт-Петербург

b1abb8cda99a5297840c4b97fe7d2568.jpg

Орнажерея. Курорт Пирогово. «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева».

63a8f222a8bf44df87c2cf8e2b16f7b4.jpg

Дворец творчества школьников в Астане. Архитектурная мастерская «Студия 44» совместно с ТОО «Базис-Проект LTD»

6cb02a418396a0ef5b6715e2bc9b4ca7.jpg

Жилой комплекс Diadema Club House». Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Санк-Петербург

159f5a8e78df8b04a2159355a74323ce.jpg

Офис компании «Аэроэкспресс» в международном аэропорту «Шереметьево». Бюро «Арх групп».

51448b14a04c30e929af9574a15eefbc.jpg

Многофункциональный комплекс «Атлантик-сити». Архитектурное бюро «Студия 17», Санкт-Петербург

8ef29bfcce1b5a0c4d3eadb41fbfc6f1.jpg

Бизнес Центр «Белоостровская 6», «Архитектурная фабрика «32 Декабря», «НТ-Проект» (конструктивное решение).

В разделе «Проекты» конкурируют:

51866f1deaf2131af79ae52c33c88f43.jpg

Научно-исследовательский корпус в Перми. Проектная организация: ИП «Тарасенко В.С., ООО «ПСФ «Финист»

88b50e956e56c0a4a7533b3e46a533e6.jpg

Детский развлекательный центр «Два капитана» в Южно-Сахалинске.  «СЕВ.Р.ПРОЕКТ»

84a297b6ad66a124bf6a5de5cd31e354.jpg

Научно-исследовательский корпус в Перми. «Тарасенко В.С., ООО «ПСФ «Финист»

b7ff3a2490a89f936aea864784651654.jpg

Армянская церковь Св. Таркманчац (Св. Переводчиков). Республика Армения, Ереван. «ИТАКА-Архитектура и дизайн»

c13ad1157576900ea412284de27637f1.jpg

Автор статьи
Сергей Иванович
Прораб. Занимается строительством всю свою сознательную жизнь.
Написано статей
1207
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Технология облицовки фасадов зданий и строений
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector