Дом Бубыря на ул. Стремянной, 11

В начале ХХ века петербургским зодчим Алексеем Бубырем был приобретен на ул. Стремянной участок с постройками. Вместе с архитектором Н. Васильевым мастер начинает возведение доходного дома, в котором планирует поселиться вместе со своей семьей, а остальные квартиры и комнаты сдавать в аренду. Здание быстро приобрело известность и стало одной из новых достопримечательностей. Прохожих удивляли и восхищали диковинные рисунки, обильно украшающие его фасад. Каких только существ нельзя было увидеть на его стенах: вороны, рыбы, фантастические растения, странные существа из сказок и легенд. Особое место в украшении дома было отведено образу солнца, словно призванному освещать главную сторону дома, обращенную на север: сюда не попадают теплые солнечные лучи.

4cf0fcd814ff302ea98b20b45084db92.jpg

Строительство продолжалось в течение двух лет. В 1907 году здесь стали селиться новые жильцы. На самом последнем, шестом этаже, поселился сам архитектор с семьей.

Стилистика дома

Стилистическое решение постройки восходит к традициям скандинавского и финляндского романтизма. Оно отличается монументальностью и простотой объемов, массивностью башни, украшенной выгнутым шатром

Обращает на себя внимание белая штукатурка стен, контрастирующая с красной кровельной черепицей и серым гранитом цоколя. Своим внешним обликом здание напоминает старинный скандинавский замок или традиционное здание в стиле модерн, широко распространенный в XX веке

afc8958f05d77274261210f03fc51eb6.jpg

Интересно, что как только здание было построено, народ его сразу же окрестил «Сахарной головой» — скорее всего, по причине светлого цвета штукатурки и вытянутой формы купола. Известно, что после революции в особняке находился санаторий. Сегодня особняк занимает консульство Дании.

Внутреннее пространство коттеджа в стиле Модерн

Планировки коттеджа выдержаны в духе, соответствующем эпохи Модерн — свободная планировка, отвечающая функциям здания и асимметрия основных и второстепенных объемов.

На первом этаже доминирует объединенное пространство кухни-столовой, сообщающееся с лестничным холлом и прихожей. К прихожей примыкает вестибюль с гардеробом и кладовой для продуктов. Просторная гостиная в виде каминного зала, с широким арочным входом изолирована от остальных помещений. Из гостиной можно выйти на крытую террасу. На эту же террасу есть выход из спальни родителей хозяев. При спальне расположена своя ванная комната и гардероб. Приватная зона родителей, достаточно автономна от парадных помещений, что создаст им комфортные условия для их проживания и отдыха.

171f476f708309c4697e4a868481550c.jpgПланировка первого этажа. Ручной эскиз

Пространство второго этажа организовано таким образом, что благодаря минимальному количеству несущих стен, при необходимости, можно видоизменить взаимосвязь и количество помещений. В предлагаемом варианте это холл с естественным освещением, хозблок с постирочной и гладильной, и две детские спальни, на которые приходится одна ванная комната. А также целое крыло, отведенное хозяевам дома — большая спальня, за которой закреплен кабинет, гардероб и просторный санузел.

fc32706d9796bd08f6656d4801d69d9e.jpgПланировка первого этажа. Ручной эскиз

На наш взгляд, такой коттедж, с тщательно проработанными деталями и элементами проникнутыми художественным духом эпохи Модерна, возможно, украсит не только загородный участок, но и городской пейзаж, не нарушив исторического облика, но возможно достойно и почтительно дополнив его.

Авторы проекта: Ведущие архитекторы компании «Азбука Строительства» Килевник А.В. и Беспалов А.Б.

Если Вас привлекает образ «Северного Модерна» и у Вас появилось желание обсудить варианты исполнения Вашего будущего дома в этом стиле, приглашаем Вас на встречу с нашими ведущими архитекторами в офисе компании «Азбука Строительства». !

Псевдорусский стиль

Это направление характеризуется свободным варьированием древнерусскими приемами архитектуры, тесно сплетенными с европейскими чертами модерна. Среди русских архитекторов, творивших в русском или, как его стали позже называть, «псевдорусском» стиле, выделяется Иван Ропет, как никто другой изучивший средневековое русское зодчество. В конце 19-го века его приглашает в свою усадьбу Савва Мамонтов. Здесь Ропет строит баню-теремок — здание в один этаж с мезонином, резным крыльцом, четырехскатной кровлей, покрытой суриком и раскрашенной «в шашечку».

6ab55b11798f43adacd3b338b880c9c7.jpg
Массивная сундучная крыша на удивление легко сочетается с крохотными окошками и низкой дверью, спрятавшейся за крутым крыльцом. Сруб из бревен подчеркнуто массивен.

За свою практическую деятельность архитектор создал немало незаурядных сооружений. Чаще всего это были образцы «теремов» с русскими декоративными узорами, стрельчатыми окнами и деревянными башенками, резными наличниками — интерпретация русских национальных мотивов. Некоторые усадьбы руки Ропета сегодня оказались заброшенными, многие уже полностью разрушены или сгорели.

92ca7d238e10b88f28e1e3f11aabc978.jpg
Усадьба Сазонова в Осташево (Чухломской район Костромской области), построенная Ропетом — одна из тех, которые еще можно спасти. Изящное деревянное сооружение с многоярусной крышей, щедро украшенное резными элементами, с округлыми абрисами модерна.

Взять на вооружение приемы «ропетовского» стиля сегодня особенно рекомендуется при строительстве деревянного дома — украсив его галереями, лоджиями, террасами, используя для фасада обработанные гладкие или грубые неотесанные балки, бревна. Натуральное дерево допустимо заменять на искусственные материалы, имитирующие древесину. Это не только облегчит конструкцию, но и продлит ее жизнь. Центральный фасад можно украсить изразцами или панно, скаты крыш, ставни и наличники — узорной пропильной резьбой («полотенцами», «подзорами» и так далее).

0c19737a7722c42fedcc6bdffebafa58.jpg
«Теремок» из Фленово, авторство принадлежит известному «сказочнику» Малютину. Главное украшение — окно с богатой деревянной резьбой по мотивам былин.

«Русский терем» можно создать, применяя кирпичную кладку. Здание может быть в один или несколько этажей, с треугольными фронтонами и зубчиками по фасаду, со шлемовидными башенками, как у церквей. Отлично сочетаются различные материалы, органично вписываются в стиль узорные фрагменты — майоликовые вставки, большие панно с растительным орнаментом.

3b8927ea58bae4e774a5c520a37d2b24.jpg
Орнамент на фоне кирпичной стены — яркий и оригинальный элемент.
2a78d7533a5034a72f07301e676e1479.jpg
Изразцовый узорчатый фриз.

Северный модерн

Главным отличительным признаком русского «северного» модерна стало сочетание разных фактур в рамках одного контекста. Кроме того, петербуржский модерн всегда более тяготел к европейскому направлению, нежели, скажем, московский.

Здесь сооружения в стиле модерн практически повсеместно носят классический вид. Как правило, в Петербурге строились дома с несколькими различными и по высоте, и по конфигурации флигелями, с отличающимися по форме и размерам окнами. Выглядели здания монументально, имели массивные двери и порталы, округлые эркеры и остроугольные крыши, отделывались необработанным камнем. При этом везде прослеживаются характерные для модерна плавные изогнутые линии, пластика и графичность декора и фасада. В отделке — мотивы северной природы, животный мир, герои мифологических сюжетов. В общем облике домов можно найти кованые, керамические и скульптурные элементы.

d1c8a17c47daab4a668d7cd170e118b3.jpg
Монотонно серые тона, массивный фасад, бесшовно соединенный в единый монолит, декор в виде фигурок птиц, окна разной величины и оригинальная рельефная штукатурка «под шубу». Истинный северный модерн.

Нередко облик дома перекликается с иными стилями — готикой, романским. Многоцветность практически отсутствует, используется минимум декоративных излишеств — в основном, барельефы скандинавского типа. В северном модерне явно проступает острота стилизации мотивов средневековой и народной архитектуры. Графика и сдержанность соседствуют с оригинальными приемами, как например, в построенном А. Гогеном особняке балерины Кшесинской — выпуклое капсуловидное окно зимнего сада, объединяющее пространство особняка с внешним миром.

d19905088b42d35c85761352816b00e9.jpg
Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте — большое здание с уникальным окном зимнего сада.
7cbacb6cedb26f987337b5b1472611f9.jpg
Особняк С.Н.Чаева — пример петербургского модерна с сочетанием в отделке фасада кирпича, гранита, штукатурки и майоликовой плитки. Угловой вход украшают узкие окна, расположенные по диагонали, и барельефы античной тематики.
8a9f19a01040082f737e00c06c7e3b9d.jpg
Тыльный фасад особняка Чаева. Ротонда зимнего сада перекликается с особняком Кшесинской и позволяет говорить о влиянии А.Гогена на творчество создателя — архитектора В.Апышкова.

Наряду с северным модерном в Петербурге использовался в частном строительстве и классический европейский модерн. В нем присутствуют ноты фахверка и «замковые» типы конструкций.

a7ecbbd2a586dc3c53ff25e9f1d94ba1.jpg
Дача Гаусвальд на Каменном острове в Петербурге, считается первым зданием в России, возведенным в стиле модерн. Большая часть здания выполнена из древесины, фасад оштукатурен и отделан деревянными балками в стиле фахверк. Пристроенная башенка — из камня. Подчеркнутая асимметрия силуэта, изломанная линия порталов и крыши, деревянные террасы оформлены каменными столбами, цоколь — из бутовой плиты.

Русский модерн сегодня

Модерн называют «мимолетным» течением, возник он довольно неожиданно, некоторое время не принимался всерьез, и время его «правления» довольно быстро истекло. В Россию он пришел из Европы с серьезным опозданием, а период его бытования можно ограничить буквально пятнадцатью годами. Он с трудом интегрировался в какой-то единый формат и содержал множество заимствованных элементов. Современный же русский модерн все чаще можно наблюдать в загородном строительстве, а это значит, что модерн прошлого века оставил значительный отпечаток в нашей истории. Действительно, размах, широта, органичность и плавность модерна подходят для возрождения строительства частных особняков.

a71198d9d57a35c6419bd5434e0e784a.jpg
Образец нарядного русского деревянного модерна 21-го века. Пластичный орнамент деревянных элементов, тщательно и со вкусом подобранные цвета и фактуры, выполненные вручную изделия — эффектно и необычно.
8566e6499d490c63f88ad1ca659d4fd0.jpg

designcapital.ru/facades/img/4266

Современная архитектура в стиле модерн. Округлость и тягучесть форм, кованые детали, лепнина, остекление большой площади. В строительстве использованы кирпич, каменные плиты для цоколя, гладкая и фактурная штукатурка. Над дверьми и окнами нетрадиционной формы с деревянными рамами — панно с природным пейзажем. Натуральные, теплые оттенки цветов.

Итак, каковы же основные приемы для построек в стиле русский модерн сегодня?

  • Смелое соединение в одной конструкции разных материалов, подобранных по цветовой гамме. Рубленые бревенчатые дома, кирпичные особняки, каменные постройки; часто — смешение типов.
  • Наличие элементов, характерных для русского зодчества — узорные резные наличники, ставни, башенки на крыше. Здание может напоминать русский терем, сказочный домик.
  • Балконы, крыльцо — с отделкой коваными узорами. Окна — большого размера, возможно сплошное остекление стен и витражи. Фасады украшены лепниной и барельефами из камня, много лоджий, галерей, лестниц, террас. Дверные и оконные проемы — сложно-овальной формы.
  • Над входом и по периметру стен — мозаичные изразцовые пояса, узорчатые фризы и майоликовые панно.
  • Общая стилистика — текучесть, мягкость, криволинейные очертания, отсутствие строгих симметрий, и обязательно — гармония с ландшафтом, окружающим дом.

Смотрите в нашей базе фасадов.

Московский стиль

Его можно назвать романтическим, а главным зодчим, конечно, Шехтеля с его неординарным подходом к планировке зданий. Лучший образец раннего русского модерна в Москве — особняк Рябушинского на Малой Никитской. В планировке наблюдается свободная асимметрия: каждый из фасадов скомпонован по-особому, в целом образуя композицию в виде уступов. Карниз сильно вынесен вперед, эркеры, балконы неравномерно выступают за пределы стен. По всему периметру повторяется растительный орнамент, в отделке используется керамическая плитка, в окнах — цветные витражи. Уличная ограда и балконные обрамления создают единый стиль.

b386901fd38c271a96bea46dceaf8e5f.jpg
Воздушный, светлый и просторный дом, создающий романтическое настроение. Керамическую плитку на фасаде венчает майоликовый пояс с изображениями ирисов, подобраны нежные тона, за неодинаковыми окнами хорошо видны помещения.
487eb4802d761d06bd57f9e893b3987f.jpg
Одна из лучших работ Льва Кекушева. Дом Миндовского на Поварской практически не изменился с момента постройки.
ae883e57bcb19c5d1556559fa8591d74.jpg
Особняк Динга в Сокольниках. Обильный ленточный узор из лепнины, окна украшены мозаичными панно, нашлось место и деревянным резным панелям на щипце.

Дом с совами доходный дом Путиловой Т. Н. на Большом проспекте П. С., 44

Появлению своего неофициального названия здание обязано скульптурам сов, украшающих его фасад. Дом был построен в период с 1906 по 1907 гг. Его автором стал архитектор Ипполит Претро – один из представителей петербургского северного модерна. Здание строилось для купчихи Путиловой, которая в то время была владелицей одного из мануфактурных магазинов на Васильевском острове.

41b7d92498f342815ff4076388ee78fc.jpg

Дом обращает на себя внимание художественным беспорядком, окнами разной формы: широкиме, узкими, короткими, длинными. Далее зритель замечает наличие ступенчатого шага эркеров, изобилие орнамента, богатого образами, почерпнутыми из фауны и произведений фольклора

Дом с совами является знаменитой достопримечательностью города. При условии отсутствия декоративных элементов дом можно было бы считать обычным монолитным блоком, внутри которого есть двор-колодец. Но присутствие оригинальных наличников, балконов и изображений дивных существ делают фасад здания поистине незабываемым. Именно «Дом с совами» считается визиткой стиля северный модерн. В 1912 году работу зодчего Претро на конкурсе лучших фасадов отметили серебряной медалью. В то время это означало признание высокого мастерства автора.

О возрождении традиций

К радости всех гурманов и поклонников вкусной и здоровой пищи не так давно в Петроградском р-не был открыт ресторан «Северный модерн». Название заведения напоминает об эпохе, ознаменованной беспрецедентным ростом русского национального самосознания, а также невиданным расцветом искусства, культуры и новых стратегий ведения бизнеса.

137154f57238458a7ee47d2973f315cf.jpg

В названии отражено понимание владельцами необходимости возрождения и укрепления национальных традиций. Здание ресторана примыкает к строению, в котором расположен «ПетроКонгресс». Изысканные экстерьер и интерьер заведения гармонируют с самобытностью его меню, в котором преобладают блюда дореволюционной кухни.

О доходном доме И. М. Лидваля на Каменноостровском просп., 13

Известно, что в 1898 году участок на Каменноостровском проспекте был приобретен матерью зодчего Ф. Лидваля. Здание является первой самостоятельно работой архитектора. Новым приемом автора, ранее не известным в петербургской архитектуре, стало обустройство большого парадного двора, широко раскрытого навстречу улице. Этой деталью, нетипичной для петербургских доходных домов, обеспечивалось попадание в квартиры большого количества света.

599454bcc4bbda9bdb24fa1e8de8dbff.jpg

Среди деталей, свойственных модерну, автором была использована рельефная картуш, которой он украсил центральный портал, и выбита дата окончания работ над этой частью дома — «1902». Справа от даты изображена сосновая ветка с шишками, близ которой можно увидеть лесную птицу, норовящую клюнуть сидящего подле нее зайца. За фигурой зайца виден выбегающий из лесной чащи его ушастый собрат. Слева от даты можно полюбоваться изображением головы рыси с широко раскрытой пастью, рядом примостилась на сучке сова с распахнутыми крыльями.

Экстерьер поражает обилием изображений ящериц, большеголовых рыб, лесных ягод, мухоморов, тюльпанов и пр. Приковывает к себе взгляд наличие многообразных эркеров и балконов, оконных проемов, увенчанных изображениями образов из фауны и флоры. Данные стилистические особенности стали причиной того, что дом упоминается в учебниках по истории архитектуры. На первом конкурсе «лучших фасадов» в СПб (1907 г.) работа архитектора была отмечена наградой.

Среди именитых жильцов дома называют семью Лидваль, художника К. Петрова-Водкина, актера Ю. Юрьева.

Северный модерн

Скачать материал

ПланВведение 1 Возникновение стиля2 Основные характеристики стиля3 Ведущие представители северного модерна в России

Введение

Се́верный моде́рн — архитектурный стиль, распространённый в северной Европе в конце XIX — начале XX веков; его иные названия: скандина́вский, или фи́нский моде́рн.

Доходный дом Путиловой («Дом с совами») в Санкт-Петербурге (Большой проспект Петроградской стороны, д.№ 44). Северный модерн, 1906—1907, арх. И. А. Претро.

Портал «Дома с совами» (Санкт-Петербург, Большой проспект П. С., дом № 44).

Доходный дом Э. Л. Нобеля (Санкт-Петербург, Лесной проспект, дом № 20). Северный модерн, 1910—1912, архитектор Ф. И. Лидваль.

1. Возникновение стиля

В Европе этот стиль носит название «национальный романтизм». Его появлению в России способствовали усилившиеся в начале XX века культурные и экономические связи с Финляндией и Швецией — странами, где Национальный Романтизм — главное течение в искусстве, одновременно с возросшим интересом к русскому народному искусству, фольклору, деревянному и каменному зодчеству русского Севера.

Культура скандинавских стран вызывала огромный интерес.

В октябре 1897 Дягилев организует в музее училища технического рисования барона А. Л. Штиглица выставку скандинавских художников. В экспозицию вошли отобранные в мастерских Скандинавии и Парижа произведения более семидесяти художников Швеции, Норвегии, Дании. Среди них — А. Цорн, Б. Лильефорс (англ.), К. Ларсон.

Январь 1898 — С. П. Дягилев организует Выставку русских и финских художников, в которой наравне с А. Н. Бенуа и М. А. Врубелем участвуют художники В. Бломстед, А. Галлен-Каллела и др.

Знакомство с их творчеством оказало огромное влияние на русских художников. Общение Н. К. Рериха с финским художником А. Галлен-Каллелой вылилось в большую дружбу, о сходстве их живописи и взглядах на искусство неоднократно отмечалось.

Ведущий финский зодчий Э. Сааринен, бывший основоположником стиля финского национального романтизма, являлся членом Петербургской академии художеств и группы «Мир искусства». Он часто посещал Петербург, был лично знаком с И. Э. Грабарем, С. П. Дягилевым, Н. К. Рерихом и другими известными деятелями русской культуры.По проекту финского зодчего А. Шульмана в 1904 году в Санкт-Петербурге строился в стиле финского модерна дом И. В. Бессера (ныне Владимирский проспект, 19).

В результате сформировалось два часто взаимодействовавших направления. Одно из них — «Русский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. Другое — собственно «Русский северный модерн», очень близкий к постройкам Стокгольма и Гельсинфорса.

2. Основные характеристики стиля

Главные внешние приметы архитектуры «Северного модерна» — с большим искусством подобраные сочетания естественных и искусственных отделочных материалов, каждый из которых выигрывает от соседства с другим. Цоколь часто облицован финляндским гранитом, в основном грубо обработанным, а кое-где гладко тёсаным, со скульптурой. Плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом. В элементы отделки введены орнаменты, вдохновленные северным фольклором, образами северной флоры и фауны. Часто используется майолика, цветная керамическая плитка. Формы зданий массивны, свободны от мелочного декора. Контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей, форм, разнообразие оконных проемов и их сочетания с простенками — всё это превращает фасады в полном смысле слова в ожившую северную поэму.

3. Ведущие представители северного модерна в России

  • В. П. Апышков

  • А. Ф. Бубырь

  • Н. В. Васильев

  • А. У. Зеленко

  • Ф. И. Лидваль

  • Г. И. Макаев

  • И. А. Претро

Литература

  • Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8

  • Исаченко В.Г. Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник-путеводитель. — СПб.: «Паритет», 2004. — 416 с. — ISBN 5-93437-125-8

  • Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2 500 экз. — ISBN 5-89832-043-1

  • Иконников А.В. Архитектура Москвы. XX век. — М.: 1984.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Северный_модерн

57ba173c7d9e931bff3540cb2fc7d10f.png

Листать вверх
Листать вниз

Получить код

Скачивание материала
начнется через
51 сек.

Скачать материал (0.02 Мб)

Нравится материал? Поддержи автора!

Какой товар мы предлагаем

Надежность, уникальность и индивидуальный подход – это далеко не все, что компания вам гарантирует предоставить. В вашем распоряжении – широкий ассортимент мебельной фурнитуры и комплектующих от ведущих турецких и китайских производителей:

  • Ozkardesler Metal;
  • Metax;
  • Salman;
  • Mepa;
  • Domodek;
  • System;
  • Kapsan;
  • Kerron;
  • LEMAX;
  • Weiss.

В список предоставляемой продукции входят:

  • Аксессуары для мебели и фурнитура для кухни;
  • Ручки мебельные и крючки;
  • Кронштейны, газ-лифты и петли;
  • Отделочные материалы;
  • Трубы, рейлинги, фланцы;
  • Крепежная фурнитура и прочее.

А также роскошные мебельные фасады из массива дерева «Бора-Мебель». Наша компания является официальным дилером этого производителя.

Кроме этого, в ассортименте имеются фасады из массива итальянского производства в самой разной стилистике (от классики до модерна и хай-тек).

24ce4db86818ce58700e9c5386ffa712.jpg

Северный модерн в Санкт-Петербурге

Шведская и финская архитектурная неоромантика оказала активное влияние на развитие северного модерна в Санкт-Петербурге.

Основоположником стиля является шведский архитектор Федор (Фридрих) Лидваль, по проектам которого были построены некоторые здания. Жилой комплекс на Каменноостровском проспекте — яркий и качественный пример стиля, удачная альтернатива другим вариантам модерна того времени, а именно австрийскому и немецкому.

Замечание 2

На архитектурное творчество Лидваля оказали влияние видные представители неоромантизма в Швеции — И. Г. Классон и Ф. Боберг.

Формирование стиля модерна в Санкт-Петербурге происходит также под влиянием творчества Роберта Мельцера, по проектам которого созданы особняки на Каменном острове.

В дальнейшем модерн развивается под влиянием более вызывающей финской архитектуры. Знаковыми сооружениями времени (1907 год) становятся творения архитектора Ипполита Претро (дом Путиловой на Большом проспекте Петроградской стороны) и архитектора Г. Гимпеля (здание страхового общества «Россия» на Большой Морской улице. Несмотря на наличие заимствований из творений финских архитекторов, здания обладают достаточно высокими художественными особенностями.

4250fa1c105d988021c662a1fcd68fb3.pngРисунок 2. Дом архитектора И. Претро в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Северный модерн становится приоритетным архитектурным направлением Петербурга у молодых архитекторов второй половины десятилетия.

Самостоятельная интерпретация стиля принадлежит работам Николая Васильева, поклонника романтизма (Соборная мечеть, в архитектурном облике которой восточные мотивы уступают место северной архитектурной стилистике, а также фасадная часть дома Алексея Бубыря). Ярким примером стиля является дом Бажанова, принадлежащий авторству архитектора Павла Алешина.

В дальнейшем стилистика северного модерна испытывала на себе достаточно резкую критику, носящую временами националистический оттенок. В то время северный модерн унизительно именовался «чухонский модерн» и противопоставлялся неоклассике, которая считалась истинно национальным стилем. Вопреки этому, появляются новые архитектурные сооружения, лишенные мелкого декора и скульптурных форм, но сочетают в себе пластику и крупные объемные фасадные формы (эркеры). Наиболее характерными примерами являются доходные дома, построенные согласно проектам Алексея Бубыря в 1910-1912 гг., среди них дом Капустина в панораме реки Фонтанки.

Северный модерн не получил широкого признания. В стилистике северного модерна неразрывно связаны и прекрасно сочетаются архитектуры средневековья и северных народов, природные материалы — дерево и камень, архитектурное сооружение и природное окружение.

Ведущими российскими представителями северного модерна являются: Ипполит Претро, Фёдор Лидваль, Николай Васильев, Владимир Апышков, Алексей Бубырь, Георгий Макаев, Александр Зеленко.

Приемы Северного Модерна в современном проектировании

Основой планировочных решений послужила асимметричная схема. Идея симметрии прослеживается только на главном фасаде — главный вход со светопрозрачным покрытием козырька расположен по оси здания. На стальных фасадах в разном порядке выступают ризалиты высотой на два этажа. По форме фасады достаточно просты и прямолинейны. Усложняет общую композицию примыкающая к боковому фасаду крытая терраса на мощных колоннах. Благодаря крупным выступающим элементам создается живописный разноуровневый силуэт, так характерный для особняков эпохи модерна.

bb941d34dea0a13d16650179784bd49e.jpgЗагородный особняк в стиле «Северный Модерн». Тыльный фасад

Выразительную значимость зданию придает массивный цоколь высотой на пять ступеней, облицованный, в соответствии с традициями, рваным природным камнем темного тона. Между цоколем и плоскостью фасадов проходит широкий разделительный пояс из гладкого камня. Объединяющим фоном для всех элементов стал облицовочный кирпич светлого песочного цвета, благодаря которому эффектно выглядят горизонтальные вставки, эмитирующие голубую майоликовую плитку. Вставки расположены в виде фризов обрамляющих верх здания под профилированным карнизом. По углам здания мозаичный фриз визуально разорван широкими, слегка выступающими пилястрами из лицевого кирпича. Наверху пилястры акцентированы кованными ажурными декоративными элементами. Пластика фасадов выявлена в лучших традициях стиля — слегка западающими или выступающими элементами кирпичной лицевой кладки.

1eeabbf7b97f33c35f845af3491093bc.jpgРучной эскиз главного фасада

Яркий декоративный акцент на всех фасадах – углубленная в кладку стены перемычка над оконным проемом, в виде окрашенного металлического швеллера — прием, подаренный нам эпохой Модерна. В современном исполнении этот узел потребовал разработки многослойной конструкции стены с установкой утеплителя, для исключения мостиков холода.

7e27e9cbff3559c17d7da2905395069e.jpgЭскиз балкона над главным входом

Строение венчает активно выступающая пологая кровля. Плоскость подшивки свесов кровли задекорирована кессонами из дерева, выкрашенными в цвет оконных переплетов. У всех оконных заполнений верхнее завершение в виде фрамуг с мелкой характерной расстекловкой.

d732db6b0c14792d90e5ffe83ab3f791.jpgВариант главного фасада. Ручной эскиз

Дополняют благородный облик здания изящные акценты в виде металлических ажурных ограждений террас и конструкций козырька, окрашенных в один цвет с водосточной системой.

Эскиз металлического козырька над главным входом

Английский стиль

f22a50441d57c389dd916e882f0054fa.jpg

32-97 – Проект дома в английском стиле

Английский стиль – это соединение аристократизма и сдержанности, утонченного вкуса и дорогостоящих материалов. Этот архитектурный стиль в нашей стране чаше определяется общим термином «английский стиль», но в действительности представляет собой два взаимосвязанных стиля – георгианский и стиль регентства, названия которым дали исторические эпохи. В современном понимании английский дом — это смесь данных стилей.

Формировались они под влиянием материковой Европы, но переосмыслялись здесь по-своему. Черты английского стиля: прямоугольный, симметричный план; равномерное распределение и размерность всех окон; кирпичные, мало украшенные стены; низко расположенный вход с портиком; средние по высоте скаты крыши; минимальный вынос крыши над стенами; пять окон на главном фасаде; парные трубы; пилястры по бокам двери; двери с филенками.

Дом в истинном английском стиле построен исключительно из красного кирпича. Фасад английского дома достаточно строг и лишь в редких случаях допускаются небольшие украшения. Обязательный атрибут – наличие газона и цветников.

 

Особенности стиля

Данный стиль является своеобразным воплощением национального романтизма, истоками которого является шведская и финская архитектура. В архитектуре русского модерна стиль активно проявляет себя в начале XX столетия в Санкт-Петербурге благодаря активизации экономических отношений России, Швеции и Финляндии, а также одновременно проявлению интереса к русскому народному творчеству, архитектурным творениям русского Севера.

Внешние отличительные признаки северного модерна выражены практически идеальным, искусным сочетанием материалов отделки, выгодным взаимным дополнением искусственных и природных материалов. Архитектурные сооружения внешне выглядят весьма массивно без использования малых декоративных элементов. Фасады подобны северным скалам, либо массивным сооружениям средневековья.

Ещё документы из категории история

Вооруженные силы России перед крымской войной

Белый, Анатолий Александрович

Великая Отечественная война

Сражение у восточных Соломоновых островов

Шефтсбери, Энтони Эшли Купер

A revolt rather than a revolution

Исторические предпосылки возникновения цивилизации и государства

134355134342134339134336134323134311134310

X

Код для использования на сайте:


Ширина блока

px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Северный модерн в Петербурге история

Развитие стиля в СПб проходило под значительным влиянием финской, шведской и неоромантической архитектуры.

Художником, проложившим дорогу от северных стран к Петербургу, был Сергей Дягилев, который организовал выставку скандинавских художников в 1897 году в училище технического рисования барона Штиглица. Позже скандинавские мотивы были подхвачены архитекторами, начавшими возводить в Петербурге дома в невиданном до того времени стиле.

Известно, что проводником стилевых идей от первоисточника явился Фридрих (Федор) Лидваль, один из представителей шведской диаспоры в Северной столице.

По его проектам в Петербурге в период с 1901-1907 гг. были построены здания, ставшие альтернативой распространению в городе австрийского и немецкого вариантов модерна.

Специалисты отмечают значительное влияние на формирование творческой манеры архитектора таких крупных фигур в шведском неоромантизме, как Боберг и Классон.

Важный вклад в формирование стиля северный модерн на раннем этапе был внесен появлением строений, созданных по проектам Р. Мельцера, на Каменном острове. Позже влияние на стиль архитектуры финских мотивов стало одним из основных. Знаковые постройки 1907 года, такие как дом Путиловой на Большом просп. Петроградской стороны (работа архитектора И. Претро), и здание страхового общества «Россия» на ул. Бол. Морская (работа архитектора Г. Гимпеля), представляют признаки прямого цитирования работ их финских коллег — Л. Сонка и Э. Сааринена. Этим, впрочем, как уверяют специалисты, отнюдь не преуменьшается индивидуальность и высокое художественное качество данных произведений.

Во второй половине первого десятилетия ХХ северный модерн в СПб становится основным архитектурным течением, привлекшим к себе интерес молодых архитекторов. С этим временем связывают основные достижения Н. Васильева, бывшего приверженца романтизма, в работах которого прослеживается индивидуальное видение стиля. Над восточными мотивами преобладает северная тема и в фасаде дома А. Бубыря (ул. Стремянная), и в окончательном проекте и в некоторых других зданиях.

706e1953b49c9a32fac19abf42c16f46.jpg

В дальнейшем северный модерн был подвергнут резкой критике, носившей нередко шовинистический характер. В качестве альтернативы так называемому чухонскому модерну выступила неоклассика, которую позиционировали как подлинно национальный (имперский) стиль. И все же появлялись все новые и новые здания в стиле северный модерн. Прежняя декоративность уступила место рационализму.

Мелкий орнаментальный и скульптурный декор, формирующий романтический образ, сменился пластическим сочетанием крупных объемов фасада – балконов, эркеров, кровельных силуэтов. Особенно интересны, как считают специалисты, доходные дома в стиле северный модерн, построенные в 1910–1915 гг. (архитектор А. Бубырь).

Что находят в нас заказчики

Уникальные условия выполнения заказа, надежность и индивидуальный подход.

«Модерн-Стиль А» сотрудничает с самыми крупными производителями и поставщиками Турции и Китая без посредников. Мы не перекупаем товары, а напрямую контактируем с производителями.

Это дает нам возможность отличаться от прямых конкурентов и предложить вам более выгодные условия взаимодействия и систему скидок. Более того, наши специалисты самостоятельно подбирают все изделия, поэтому мы можем гарантировать качество предлагаемых товаров.

Каждый ваш заказ постоянно курируется одним из наших опытных менеджеров. Поэтому клиент в любое время может узнать, на какой стадии находится исполнение заказа и другие, интересующие его подробности.

Такая тактика помогла компании выжить и стать на ноги 13 лет назад, а сейчас она же помогает удержать доверие клиентов и партнеров.

8f2db3c2bb740eed6fe8d9f8b59104f1.jpg

Особенности стиля в строении на Стремянной

Это величественное строение, возвышающееся над Стремянной улицей, является ярким примером северного модерна: архитектором Васильевым, основным исполнителем декоративных работ на главном фасаде, совмещено множество черт, списанных с русских достопримечательностей и средиземноморских памятников.

Завершение эркер шокирует зрителя и вызывает ассоциации с куполами новгородских соборов, каменными брусьями, выстроенными по бокам проезда и входа. Дом напоминает о подъемных мостах, ведущих к средневековым замкам, а солярные знаки, одновременно отдающие дань как европейскому, так и русскому зодчеству, можно увидеть на железных ограждениях и штукатурке.

Северный модерн в Финляндии

Становление модерна в искусстве Финляндии пришлось на эпоху пробуждения национального самосознания, интереса к фольклору и истории. Поэтому модерн оказался тесно связан с национальным романтизмом, течением, бурно развивавшимся с конца XIX века в различных сферах культуры: архитектуре, литературе, музыке, живописи[2].

Важнейшим событием, заставившем говорить о самобытной финской архитектуре, стала Всемирная выставка 1900 г. в Париже, где финский павильон, спроектированный Э. Саариненом, А. Линдгреном и Г. Гезеллиусом, вызвал всеобщее восхищение и завоевал международное признание. Зрителей впечатлило необычное сочетание форм, идущих от финской деревянной архитектуры, древних каменных церквей и модного в ту пору стиля Ар-Нуво[3].

В последующее десятилетие новое направление оформилось и завоевало популярность в Финляндии, а Э. Сааринен, А. Линдгрен и Г. Гезеллиус создали ряд построек в Хельсинки и других городах страны. Наиболее значительные их работы — их собственный дом и мастерская  «Виттреск» (Hvitträsk)[en], здание Национального музея Финляндии, дом страхового общества «Похьюола»[en], жилые дома на полуострове Катаянокка. Позже Э.Сааринен построил здания вокзалов в Хельсинки (1906-1914) и Выборге (1913, не сохранился).

Видным представителем национального романтизма в Финляндии был архитектор Ларс Сонк, построивший ряд церквей (Михайловский собор в Турку, кафедральный собор в Тампере, Церковь Каллио в Хельсинки), а также множество жилых, общественных и коммерческих зданий (здание телефонной компании, здание больницы в районе Эйра и др.)

Архитекторы финского модерна отказались как от обильной декоративности и помпезности эклектики, так и от симметрии и регулярности классицизма. Они использовали свободную композицию целого и частей, обусловленную функциональным назначением, живописную динамичную расчлененность объемов. Внешние формы использовали мотивы древней романской и народной архитектуры. Выразительные силуэты островерхих крыш и башен они умело вписывали в природное окружение. Широко применялись такие традиционные материалы, как гранит и дерево [4].

Галерея

Сааринен, Г. Гизелиус, А. Линдгрен. Павильон Финляндии на Всемирной выставке в Париже (1900)
 
Э. Сааринен, Г. Гизелиус, А. Линдгрен. Здание страховой компании «Похьюола», главный вход (1899–1901)
 
Э. Сааринен, Г. Гизелиус, А. Линдгрен. Национальный музей Финляндии (1902–1904)
 
Э. Сааринен. Вокзал в Хельсинки (1909—1914)
 
Л. Сонк. Кафедральный собор в Тампере (1907)
 
Л. Сонк. Здание телефонной компании в Хельсинки (1903-1907)
 
Л. Сонк. Интерьер банковского зала в Хельсинки (1904)
 
С. Линдквист. Вилла «Йоханна» в Хельсинки (1906)
 
У. Нюстрём. Гостиница «Иматран Валтионхотелли» в Иматре (1903)
 
О. Тарьяне. Финский национальный театр (1902)
 
Б.Федерли. Жилой дом «Паландер» в Тампере (1901)
 
. Доходный дом фирмы «Хякли, Лаллукка и К°» в Выборге (1906)
 

Судьба дома

Бубырь являлся собственником дома до 1919 года, после революции ему пришлось уехать в Украину, где вскоре его жизнь трагически оборвалась.

Дом же остался стоять на своем месте и, подобно многим другим памятникам архитектуры, повидал очень многое. Здание выстояло в пекле революции, войн и перестройки. Довелось ему повидать среди своих жильцов и легендарных горожан: бывшая квартира архитектора была разбита на коммунальное жилье, здесь обитал знаменитый Эдуард Хиль. В дальнейшем в доме было открыто кафе «Эльф», в котором любили собираться приобретшие огромную популярность представители ленинградского андеграунда: Виктор Цой и Борис Гребенщиков. Известно, что во дворе этого дома проводились съемки фильма «Брат».

Толстовский дом доходном доме графа Толстого М. П. по ул. Рубинштейна, 15-17

Этот огромный 6-этажный дом недаром называют «городом в городе». Особенности его планировки заключаются в наличии трех дворов, соединенных проездами, которыми образуется настоящий жилой квартал и создается впечатление, что жители обитают в пространстве, совершенно отдельном от остального города: в этих дворах потрясающе много места, а еще они отличаются какой-то своей особенной атмосферой. Архитектор — Федор Лидваль, заказчик строительства грандиозного здания — генерал-майор граф М. Толстой, участник русско-турецкой войны (1877-1878 гг.).

93369f19cda92b93a7f996a8d0058adf.jpg

Лидваль любил в своих работах использовать элементы, навеянные эпохой Возрождения. В оформлении дома Толстого можно встретить широкие лоджии на верхних этажах, ренессансные проезды-арки. Декоративное оформление отличается намеренной сдержанностью: лишь изысканные вазы в руках у купидонов, стоящих в нишах, украшают подъезды.

Дом задумывался в качестве жилья для представителей всех сословий: здесь были предусмотрены как роскошные квартиры, изумляющие своей дороговизной, так и скромные бюджетные варианты. Планировкой предусматривались лифты, прачечная и водопровод.

Данный дом можно считать рекордсменом по количеству проживающих в нем в разное время знаменитостей, среди которых историки называют писателя Александра Куприна, художника Михаила Шемякина, балерину Ирину Колпакову, писателя и журналиста Аркадия Аверченко, поэта-революционера Василия Князева и многих других. В некоторых дворах толстовского дома в разные времена ежедневно можно было увидеть идущих в гости или возвращающихся домой А. Ахматову, И. Бродского, С. Довлатова, А. Розенбаума, В. Гергиева, А. Райкина, А. Фрейндлих, О. Басилашвили, М. Боярского и Л. Луппиан. Дворы и экстерьер самого здания нередко служили декорациями для съемок фильмов: здесь снимали «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимнюю вишню», «Рожденную революцией» и «Бандитский Петербург».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here